Исследование Альберта Бандуры перевернуло психологию — до этого считалось, что дети учатся новым моделям поведения лишь тогда, когда получают за это награду — например, похвалу. Бандура доказал, что это не так, и ребенку не требуется одобрение взрослых, чтобы поступать также, как они.
Эксперимент с куклой Бобо
Для эксперимента психолог и его коллеги Доротея Росс и Шейла Росс отобрали 36 мальчиков и 36 девочек. Средний возраст детей составлял 4 года и 4 месяца, уровень их агрессии бы средний — прежде чем выбрать испытуемых, за их поведением наблюдали в детском саду. Иными словами, группа состояла из обычных малышей — не слишком «тихих», но и не чрезмерно злых. Взрослых «образцов для подражания» было три: двое мужчин и одна женщина.
48 детей прошли через «экспериментальные условия», при этом половина из них наблюдала агрессивную модель поведения, половина — неагрессивную. И, наконец, 24 ребенка стали контрольной группой — им вообще не показывали взрослых, поступки которых можно было бы повторить.
Каждого ребенка приводили в комнату и сажали за столик, где можно было забавляться с картошкой — вырезать из нее штампы и ставить «печати» на бумагу. В углу было подготовлено еще одно место, возле которого лежали конструктор, молоток и надувная неваляшка высотой 150 сантиметров — клоун Бобо. Вскоре в комнате появлялся взрослый, которого сажали за второй столик и предлагали «поиграть».
В рамках неагрессивной модели мужчина или женщина просто возились за своим столом с конструктором. Те же, кому отвели роль «агрессоров», быстро бросали детальки и переключались на Бобо — пинали его, швыряли туда-сюда и били молотком, приговаривая «Влеплю по носу», «Свалю с ног», «Он хочет, чтобы ему добавили». Так проходило 10 минут.
После этого ребенка забирали из комнаты и приводили во вторую. Бандура считал, что дети в присутствии взрослых постараются вести себя как можно лучше, и потому решил выбить их из колеи. Поэтому мальчик или девочка попадали в место, где было множество великолепных игрушек — игрушечных истребителей, вагончиков канатной дороги, прекрасных кукол и нарядов для них. Но стоило малышу увлечься игрой, как появлялся «ведущий» и говорил: «Это самые лучшие игрушки, их не дают всем! С ними будут играть другие дети, а мы с тобой пойдем в другое место».
Расстроенного испытуемого приводили в третью комнату, где среди игрушек стоял Бобо и лежал молоток. За ребенком наблюдали 20 минут, фиксируя все акты агрессии — от ударов по кукле и до угроз и оскорблений.
Итоги эксперимента
Ты уже наверняка догадалась, какими были результаты. Дети, которые видели, как взрослые нападали на Бобо, в два раза чаще проявляли агрессию, повторяя увиденные избиения неваляшки. Иногда малыши шли дальше — например, использовали не только молоток, но и игрушечное ружье с дротиками, и придумывали собственные кричалки — «Режь его!», «Тупая кукла», «Стреляй в Бобо!».
Уровень вербальной агрессии у детей при этом был одинаковым вне зависимости от пола, а вот к физической агрессии мальчики прибегали чаще. Интересный нюанс: те мальчики, которые наблюдали за неагрессивной мужской моделью, вели себя даже спокойнее, чем их «коллеги», которым вообще не показывали взрослых, а просто переводили из одной комнаты в другую.
Эксперимент с куклой Бобо стал революционным: до этого считалось, что дети воспроизводят поведение взрослых случайно, а закрепляется оно лишь после положительных подкреплений. Бандура наглядно продемонстрировал — ребенка не обязательно поощрять, чтобы он «зеркалил» то, что видит — он способен делать это с энтузиазмом без всякой награды. Помни об этом каждую минуту, когда находишься рядом со своим малышом, ведь не зря говорят: «Дети видят — дети делают».